Организация по транспортной безопасности 100% досмотра автотранспорта и грузов на автомагистралях с помощью радиометрических инспекционно-досмотровых комплексов.

TSNKПубликации → Организация по транспортной безопасности 100% досмотра автотранспорта и грузов на автомагистралях с помощью радиометрических инспекционно-досмотровых комплексов.

Досмотр с применением радиометрических ИДК автотранспорта и грузов на автомагистралях в целях обеспечения безопасности населения на транспорте является в настоящее время актуальной задачей. Однако используемые при таможенном досмотре ИДК имеют производительность, которая не может обеспечить поточный досмотр автотранспорта и грузов на автомагистралях. Производительность досмотра может быть увеличена, если досматривать автотранспорт, управляемый водителем, при движении через неподвижный портал ИДК. Такой режим досмотра допускается в соответствии с
СанПиН 2.6.1.3488-17.

На основе опубликованных данных статистических исследований потоков грузовых контейнеров показано, что для ИДК по досмотру автотранспортных средств и грузов достаточна проникающая способность равная  300 мм по эквивалентной толщине стали, которую обеспечивают ИДК на базе бетатронов. Цена этих ИДК и стоимость владения ими значительно ниже, чем у ИДК с линейными ускорителями электронов.

Досмотровые мероприятия в отношении различных грузовых  автотранспортных средств и перевозимых грузов  в рамках  обеспечения безопасности населения на транспорте проводятся в целях своевременного обнаружения опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов. В качестве основных досмотровых технических средств для проведения досмотра рассматриваются радиометрические инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), которые используются в настоящее время при таможенном контроле перевозимых грузов.

Эти ИДК представляют собой не дешевые аппаратно-программные комплексы и имеют производительность  6-10 автомобилей в час [1].

Для организации поточного контроля грузового автомобильного транспорта  на оживленных автомобильных магистралях применяемые ИДК должны иметь производительность достаточную для того, чтобы не создавать помех для движения.

Пропускная способность дорог на одну полосу  рассчитывается по ОДМ 218.2.020-2012 «Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог». Для грузового автотранспорта, предназначенного  для перевозки грузов максимальной  массой свыше 12 т, она составляет  35 автомобилей в час. Для грузового автотранспорта, предназначенного  для перевозки грузов максимальной  массой до 12 т, этот параметр равен  75 автомобилей в час. Таким образом, только по грузовому автотранспорту  с грузом свыше 12 т загрузка ИДК может составлять 70 автомобилей в час по двум разрешенным полосам.

По действующим в настоящее время СанПиН 2.6.1.3488-17 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками" для контроля грузового автотранспорта могут применяться ИДК двух типов: 1-го типа с неподвижным источником излучения и 2-го типа с перемещающимся источником излучения.

В настоящее время в основном используются ИДК 2-го типа с линейным ускорителем электронов (ЛУЭ) в качестве источника излучения. Их максимальная производительность оценивается в 25 автомашин в час, а практически, как уже отмечалось, не превышает 10 автомобилей в час [1].

Таким образом, каждый пункт досмотра должен быть оборудован, исходя из максимальной его загрузки, тремя ИДК 2-го типа. Исходя из публикуемых конкурсных цен  на стационарные ИДК (560 млн. рублей) и мобильные ИДК (170 млн. рублей) с ЛУЭ, оборудование каждого досмотрового пункта будет обходиться от 510 млн  рублей до 1680 млн рублей.

ИДК 1-го типа имеют гораздо более высокую производительность: до 100 автомобилей в час.  В России они до настоящего времени не используются. Причиной такого положения является то, что до ввода СанПиН 2.6.1.3488-17  сканировать управляемый водителем автомобиль вместе с кабиной не разрешалось.

Кроме необходимой производительности ИДК должен отвечать определенным требованиям по таким дефектоскопическим характеристикам, как проникающая способность и чувствительность. Проникающая способность ИДК определяет максимальную объемную плотность объекта, который  может быть досмотрен данным ИДК. Этот параметр задается в виде эквивалентной толщины стали, которая может быть просвечена ИДК.

Для оценки достаточной для досмотра автотранспорта   проникающей способности ИДК воспользуемся результатами  исследований потоков 20 и 40 футовых грузовых контейнеров, которые были проведены в США [2].

Размер этих контейнеров вдоль направления просвечивания (ширина) составляет около 240 см, то есть одного порядка с шириной грузового автотранспорта.  Средняя объемная плотность заполнения этих контейнеров, исходя из их допустимой массы, может  находиться  в диапазоне
 0.4 – 0.65 г/см3, а с учетом допустимой перегрузки в 25%  достигать
0,8 г/см3. По эквивалентной толщине стали это составляет соответственно 121 - 198 мм и  256 мм. Реально было получено приведенное на рисунке 1 распределение контейнеров по объемной плотности.

Рис.1 Статистика распределения грузовых контейнеров по средней объемной плотности: красная кривая-распределение контейнеров по объемной плотности, черная кривая-их интегральное распределение. 

Как видно из графика практически  более 80% контейнеров имеют объемную плотность заполнения, не превышающую 0,4 г/см3, что соответствует эквивалентной толщине стали менее 121 мм.

Таким образом, ИДК с  проникающей способностью по эквивалентной толщине стали порядка 300 мм обеспечат эффективный досмотр 100% автотранспорта и грузов.  

Проникающую способность по эквивалентной толщине стали в 300 мм и более обеспечивают ИДК с бетатроном в качестве источника излучения. По цене ИДК с бетатроном в два с половиной раза дешевле ИДК с ЛУЭ. Стоимость владения ИДК  с бетатроном также значительно ниже, чем   ИДК с ЛУЭ.

Сравнительные расчеты, основанные на результатах эксплуатации МИДК «Шток-МНК», показывают экономию по дизельному топливу более, чем двукратную. При этом МИДК «Шток-МНК» в отличие от ИДК с ЛУЭ может работать от стационарной электросети, не потребляя топливо.

Комплектующие  ЛУЭ, подлежащие периодической замене, также  не сопоставимы по стоимости с периодически заменяемыми комплектующими бетатрона: клистрон ЛУЭ стоит  около 5 млн. рублей, а ускорительная камера с инжектором бетатрона-240 тыс. рублей. При этом ремонт бетатронов, как показала практика, может осуществляться прямо на досмотровой площадке.

На основании изложенного  следует:

- в системах транспортной безопасности целесообразно применять ИДК 1-го типа, которые допущены СанПиН 2.6.1.3488-17 для досмотра автотранспортных средств, включая кабины, и имеют производительность до 100 автомобилей в час;

- ИДК 1-го типа с бетатроном в качестве источника излучения отвечают требованиям по производительности,  обеспечивают необходимую проникающую способность 300 мм по эквивалентной толщине стали и эффективность досмотра, имеют низкую цену и стоимость владения;

Литература:

1. Ю.В. Малышенко, Г.А. Штанов. Оценка загрузки инспекционно-досмотровых комплексов. Вестник российской таможенной академии,  № 3,  2014.

2. UCRL-TR-225708. Analysis of Recent Manifests for Goods Imported Through US Ports, Lawrence Livermore National Laboratory (LLNL), Livermore, CA, Technical Report.

Авторы:

Усачев Евгений Юрьевич, к.т.н., директор ИНПЦ «СНК» РТУ МИРЭА.

Штейн Михаил Михайлович, к.т.н., лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, директор ООО «Фотон»

11.02.2019 18:25