Суд признал невозможность обнаружения химических и биологических угроз с помощью досмотрового оборудования

TSNKНовости → Суд признал невозможность обнаружения химических и биологических угроз с помощью досмотрового оборудования

Операторы российских аэропортов оспорили ряд положений Приказа Минтранса РФ № 227, которые обязывают обследовать пассажиров и членов летных экипажей на предмет опасных химических и биологических агентов с помощью средств предполетного досмотра. Главный аргумент представителей аэропортов -отсутствие у существующего досмотрового оборудования технических возможностей для обнаружения подобных угроз.

Приказ Минтранса России «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» вышел 23 июля 2015 года. Согласно пунктов 48, 50 и 51 этого документа, сотрудники воздушных гаваней должны выявлять в ходе предполетного досмотра целый спектр потенциально опасных биологических и химических агентов – от возбудителей эпидемий (таких как холера и сибирская язва), до боевых отравляющих веществ типа зарина или зомана.

Забота о всестороннем обеспечении безопасности, безусловно, дело благое. Однако, авторы Приказа не учли, что практические возможности для его исполнения на сегодняшний день отсутствуют. Все современные средства досмотра –рентгенотелевизионные установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, детекторы взрывчатых веществ, газоаналитическая и химическая аппаратура - имеют свой определенный функционал. Они эффективно обеспечивают обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ непосредственно в момент досмотра. Однако, опасные химические и биологические агенты оперативно выявить бесконтактным методом никак не получится. Для этого необходимо иметь запас времени и определенные условия для забора биоматериалов и проведения соответствующих диагностических мероприятий в специализированных лабораториях. Стандартный срок выполнения подобных анализов составляет 15 дней. Продолжительность исследований в экстренном порядке занимает не менее 3-х дней. А это означает, что в ходе досмотра в аэропорту использовать методы, которые обеспечивают надлежащее выявление, распознавание и идентификацию патогенных биологических агентов, невозможно.

А между тем субъекты российской транспортной инфраструктуры стали получать предписания Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об устранении нарушений пунктов Приказа Минтранса РФ № 227,и аэропорты решили оспорить эти положения в суде. В частности, ООО «Аэродинамика», оператор международных аэропортов Краснодара и Сочи, обратилось за разъяснением данной ситуации к ведущим экспертам отрасли. В ответ Государственный Научный Центр прикладной микробиологии и биотехнологии подтвердил, что в настоящее время отсутствуют технические возможности для бесконтактного обнаружения опасных био и химических агентов. Аналогичной позиции придерживается и Роспотребнадзор, а также орган сертификации досмотрового оборудования. Все полученные экспертные заключения легли в основу заявления ООО «Аэродинамика» в Арбитражный суд о признании предписания Ространснадзора недействительным.

Арбитражный суд Ростовской области отметил указанные позиции Научного Центра, Роспотребнадзора и органа сертификации, признав отсутствие технических возможностей для бесконтактного обнаружения биоматериалов и отсутствие возможности сертификации таких средств досмотра, даже если бы они существовали. Кроме того, суд дал оценку существующему на рынке оборудованию, резюмировав отсутствие объективной возможности у аэропорта исполнить инспекторское предписание. Таким образом, предписание Ространснадзора, вменяющее нарушение Приказа № 227, в части выявления химических и биологических агентов, было признано судом недействительным и отменено.

Более подробная информацию о ходе этого резонансного дела - в публикации журнала «Рубеж»

https://ru-bezh.ru/viktoriya-bogucharskaya/48327-neispolnimost-predpisanij-rostransnadzora-opredelil-sud?ysclid=l7t03kpfx1638467792

29.12.2022 11:52